История прихода

Храм Рождества Богородицы на Возмище г.Волоколамск

 Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище — один из старейших памятников архитектуры на западе Московской области. Построен в городе Волоколамске в I-й половине XVI века как трехглавый соборный храм Возмищенского мужского монастыря. Ныне приходской храм Волоколамского благочиния Московской епархии. Главный престол освящен в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, приделы в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Фото 1960-70-х годов.

Первоначально церковь Рождества Пресвятой Богородицы была соборным храмом Николо-Богородицерождественского Возмищенского мужского монастыря. Обитель находилась под покровительством Волоцких удельных князей и была посвящена святителю Николаю. Возмищенский монастырь находился в Ламском (Ламитском) стане (совр. с.Возмище Волоколамского района Московской области — территория г.Волоколамска), был расположен на возвышении, именуемом Возмище, к юго-востоку от Волока Ламского, на правом берегу р.Городни. Впервые упоминается в записи на л.456-457 Четвероевангелия , переписанного по просьбе священника Исмаила диаконом Макарием в 1452г. «в граде Волоце в обители святей Богородицы честнаго и славнаго ея Рождества при игумене Силиване, в храме иже в святых отца нашего Николы, еже есть в Раху» (Строев. 1891. с.51; вероятно, церковь во имя свт. Николая Чудотворца на погосте Рах в Раховом стане (к западу от Волока Ламского) принадлежала обители).В синодике монастыря 1649г., составленном в Москве диаконом Никольской церкви в Заяицком Андреем, первым среди «начальников Возмищу» назван «преподобный игумен Селиван» (ГИМ. Щук. №716. л.37). ( Современные исследователи, в частности С.З.Чернов, не согласны с предположением В.В.Зверинского о том, что местом пострижения и кончины в 1294г. блгв. кн. Владимирского Димитрия Александровича «на Волоце» мог быть Возмищенский монастырь). В середине XV века в Возмищенский монастырь пришел из волоколамского Крестовоздвиженского монастыря отрок Иван Санин (прп. Иосиф Волоцкий). До 20 лет он жил в монастыре в «особой храмине в безмолвии и в молитвах», читал и пел на клиросе, около 1460г. ушел в тверской Саввин монастырь.

Рождественский собор «на Возмище», Волоколамск. Фотография 1950-х гг.

С 1462 г. Возмищенский монастырь находился во владениях волоцких удельных князей. Князь Борис Васильевич, получив Волоколамск в качестве вотчины, сделал обитель на Возмище своим придворным монастырем. При нем монастырь и был переименован, поскольку князья Московского дома считали своей покровительницей Пресвятую Богородицу. Монастырь был общежительным и с начала XVI века единственный в Волоцких пределах управлялся архимандритом.

Вступивший в 1494г. во владение Волоцким княжеством Феодор Борисович после ссоры с прп. Иосифом Волоцким «почал грабити» волоколамские монастыри, в том числе Возмищенский монастырь. По повелению князя Феодора были сожжены монастырский старец Феофан с сыном диаконом Михаилом, которых князь подозревал в сокрытии монастырского имущества, останки их были погребены в Возмищенском монастыре. Вскоре, разорвав отношения с прп. Иосифом, князь Феодор стал оказывать благоволение настоятелю Возмищенского монастыря архимандриту Алексию (Пильемову), пожаловал в 1506г. монастырю свою вотчину с. Данилково и пустошь Артемовскую в Ламском стане (ДДГ. №98, с.407), землю на р.Городне и два двора на р.Бесновке (Рус. Дипломатарий. Вып.3. М., 1998. с.40). Князь Феодор предлагал инокам Иосифова Волоколамского монастыря оставить своего игумена и перейти «на Возмище», после чего несколько насельников Иосифова Волоцкого монастыря бежали в Возмищенский монастырь. Прп. Иосиф просил архимандрита Алексия вернуть хотя бы имущество, которое монахи взяли с собой, но получил отказ. Тогда он обвинил архимандрита Алексия и князя Феодора в разжигании конфликта с Новгородским архиепископом св. Серапионом. Однако в апреле 1509г. архиепископ Серапион отлучил от Церкви вместе с прп. Иосифом и архимандрита Алексия. Настоятелем Возмищенского монастыря стал бывший келарь Андроникова московского монастыря архимандрит Геннадий (Синодик. л.37). После смерти бездетного князя Феодора (+1513г.) земли Волоцкого княжества перешли Великому князю Василию III Иоанновичу.

В начале XVI века покровительство Возмищенскому монастырю оказывала также мать князя Феодора княгиня Иулиания Михайловна, в ноябре 1503г., перед кончиной, она завещала монастырю «Пречистой на Возмище» с.Михайловское «на Волоке» и была похоронена в Возмищенском монастыре. В том же году ее сын рузский князь Иван Борисович пожаловал Возмищенскому монастырю Булгаковские деревни, а также деревню Кривошеино и Бучнево на р. «Волцне» (совр. р. Волошня) в Льняниковском стане «со всем тем, что к тем деревням потягло истарины».

Первоначально Возмищенский монастырь входил в Новгородскую епархию, с 1613г. — в Патриаршую область. Вероятно, до середины XVв. Монастырем управляли игумены, затем архимандриты ( в 1724г. братия писала в Святейший Синод о том, что монастырь был «изстари степенной… и архимандриты в нем издревле бывали с шапками»). В 1517г. настоятелем обители был поставлен архимандрит св. Акакий , брат преподобного Иосифа, бывший инок Иосифова Волоцкого монастыря. В 1522 году митрополит Даниил возвел его в сан епископа Тверского. Епископ Акакий, будучи на Тверской кафедре, делал вклады в Иосифо-Волоцкий  и Возмищенский монастыри. Возможно, и митрополит Даниил, призванный на святительскую кафедру в Москву из Иосифо-Волоцкого монастыря, помогал Возмищенскому монастырю. Около 1553-1554гг. настоятелем монастыря был св. Герман (Сандырев-Полев), с 1564г. архиепископ Казанский. Архимандрит Возмищенского монастыря Сильвестр участвовал в Соборе 1580г., запретившем архиереям и монастырям приобретать вотчины. Согласно Типографской летописи (ПСРЛ. т.24. с.222) и Пафнутьеву летописцу (Тихомиров. с.112), в обитель «на Возмища» по приговору Собора 1525г. Был сослан архимандрит Новоспасского монастыря Савва Грек (Святогорец) ( по другим источникам , Савва был сослан в Левкиев монастырь).

Как и вся Волоколамская волость, Возмищенский монастырь пострадал в Смутное время. В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604г. упомянуты «служки монастырские» Возмищенского монастыря: 16 человек «конных да 14 лошадей» (Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. с.396-397). Согласно донесению воеводы Т.Торбеева 1615г., «церковь возминска с литовского разорения стоит без кровли и нутрь подрана, а деисус хищен, и обитель вся пуста есть» (РГАДА. Ф.103. Оп.411. Д.95. л.45об.). Вскоре обитель была восстановлена, в 1653г. В ней жили архимандрит Авраамий с 12 насельниками. По Уложению 1649г., «за бесчестье» архимандрита «с Волока Ламского Возмицкого монастыря» полагалось 20р. штрафа, «за бесчестье» келаря — 15р., казначея — 10р.. Настоятели Возмищенского монастыря участвовали в церковной жизни города. По грамоте Патриарха Московского Адриана в 1699г. архимандрит Маркелл разрешал спор между волоколамскими священниками Моисеем и Космой по поводу земель Рождественской церкви «на посаде». Архимандрит Иосиф в 1720г. освятил новую деревянную Покровскую церковь «на посаде», в сентябре 1723г.- церкви Рождества Христова и прп. Сергия Радонежского. В 1735г. архимандрит Пафнутий освятил Успенскую церковь в с.Данилкове. Указом Монастырского приказа 16 июля 1706г. С вотчин Возмищенского монастыря стали собирать жалованье драгунам ( по 11 алтын 4 деньги со двора). В 1723г. обитель была приписана к Иосифову Волоцкому монастырю. В 1724г. братия и вкладчики Возмищенского монастыря обратились в Синод с жалобой на архимандрита Иосифова Волоцкого монастыря Мелхиседека, который не посещал обители, но присылал туда заместителей, расхищавших имущество. В 1732-1734гг. Вомищенский монастырь оставался без настоятеля. В 1764г. В обители жил архимандрит Манасия, получавший 10р. в год жалованья, казначей монах Иннокентий, монах Галактион, 3 белых священника, диакон, пономарь.

В 1700г. Во владениях Возмищенского монастыря к востоку и юго-востоку от Волоколамска находилось 59 дворов, в 1754г. — 70 дворов, где жили 502 крестьянина. В 1724-1728гг. К Возмищенскому монастырю был приписан верейский в честь Входа Господня в Иерусалим монастырь. К 1764г. Монастырю принадлежали вотчины, занимавшие 3803 десятины: Возминская подмонастырская слобода, с.Никольское, деревни Горки, Жданова, Муромцова. В слободке на р.Городне находились принадлежавшие монастырю мельница и кирпичный завод. «Доходов денежных, так и хлебных со оных крестьян не сбиралось, а сбирались за столовые припасы». В 1764г. Указом Екатерины II Возмищенский монастырь был упразднен, насельники переведены в Иосифов Волоцкий монастырь, соборный храм стал приходской церковью.

Храм

До середины XVI в. в монастыре существовали деревянные церковь и кельи. Согласно утраченной к началу XIX в. закладной каменной доске, собор в честь Рождества Богородицы был построен «в 7045 году (1537) при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова Макарии по словеси архимандрита Луки». Он представлял собой крестово-купольный 4-столпный храм с системой повышенных подпружных арок, с 3 апсидами и 3 главами (центральной и 2 располагавшимися над приделами в южной и западной апсидах), позакомарным покрытием с круглыми киотами в средних закомарах. С северной, восточной и западной сторон храм украшали перспективные порталы с килевидными архивольтами, керамическими сноповидными капителями и «дыньками». Церковь имела сложный профилированный цоколь, повторяющий форму баз колонок порталов; ее стены снаружи были украшены лопатками, разделявшими каждую из них на 3 прясла, и тонким карнизом посередине высоты храма, переходившим в карниз апсид. Исследователи относят собор к кругу дмитровско-тверских памятников 30-х годов XVI в., включавшему собор во имя Святой Троицы («Белая Троица») в Твери, соборы в Дмитрове, в Оршине, в Мефодиевом Пешношском монастыре и др.. В стену его трапезной вставлена закладная доска, надпись которой гласит, что надвратную церковь (до нашего времени не сохранилась) во имя преподобного Кирилла Белоезерского построил в 1541 году мастер Повилика Тверетин. Обычай закладывать доски был завезен на Русь итальянцами, работавшими в Москве. Сама доска является замечательным произведением искусства и свидетельствует об авторском самосознании, почти не свойственном русским мастерам, обычно смиренно умалчивающим о своем авторстве. Историческое свидетельство о наличии такой плиты и в Рождественской церкви позволяет предположить, что Повилика Тверетин был также создателем храма Рождества Богородицы.

Собор Рождества Богородицы сложен из кирпича прекрасного обжига. Вся работа производит впечатление редкой тщательности. Декоративные элементы также сложены из фигурного кирпича.

Блестящее владение строительной техникой и, несомненно, большой опыт были проявлены и при подготовке стен к росписи. Она была задумана сразу и выполнена после 1537года. Накладывание грунта под роспись осуществлялось одновременно с кладкой — это дало такое исключительно прочное соединение его с основой, что до сих пор не произошло значительных отставаний грунта от кладки.

Древние росписи сохранились во многих частях храма, но не все они раскрыты из-под поздней записи. Древняя стенопись расчищена в основном в алтарной части.

В жертвеннике, на вогнутой поверхности конхи, над всем его пространством распростер крылья Иоанн Предтеча — Ангел пустыни. Иоанн Предтеча склоняется над жертвенником, как бы созерцая священнодействие приготовления к Евхаристии и десницей благословляя все здесь происходящее. В другой его руке — свиток, на котором возвещается земное служение пророка Иоанна — быть Предтечей Господу: «Аз видех и свидетельствовах, се Агнец Божий вземляй грехи всего мира». Уголок свитка внизу загнулся, как бы опираясь о красную загранку композиции — деталь, которая стремится утвердить реальность присутствия Пророка. Но эта реальность особая, не нашего плотного, тяжелого мира. Поэтому все в росписи легко парит, цветет тонким и вместе с тем сильным цветением красок, украшает стены Божьего храма, делая его прибежищем райской красоты на земле.

Большая, но легкая фигура Иоанна Предтечи возвышается над сценами его жития, расположенными под конхой на стенах жертвенника. Это «Благовестие Захарии», «Беседа Захарии с Ангелом», «Рождество Иоанна Предтечи», «Зачатие Иоанна Предтечи». Рядом (в новой живописи) есть сюжеты — «Ангел ведет Иоанна Предтечу в пустыню», «Усекновение главы Иоанна Предтечи».

Композиции имеют единый ритм. В них царит гармоническое равновесие. Стройные, изящные палаты как бы вливаются в единый городской пейзаж. Пропорции фигур найдены в таких соотношениях со зданиями, что палаты смотрятся соразмерными фигурам. Глубокое внимание художника к ритмическому согласию всех частей росписи не мешает ему в полной мере передать внутреннее, сокровенное, что составляет содержание и смысл каждой композиции. Трогательное, целомудренное объятие святых праведных Захарии и Елисаветы, ее удивленный жест, когда она видит начертанное безгласным Захарией имя родившегося сына — Иоанн, Елисавета на ложе, наблюдающая за омовением младенца, — все исполнено, тонкого благоухания и благоговения.

Все это присуще и сохранившейся росписи диаконника, первоначально посвященного Алексию, митрополиту Киевскому, святителю Московскому и всея России, чудотворцу, где древняя роспись сохранилась наиболее полно. В конхе апсиды помещен образ святителя Алексия, близкий по иконографии к изображению святителя на иконе мастерской Дионисия (ок. 1481(?), ГТГ). Ниже конхи, на восточной и южной стенах, размещены сцены из жития святителя Алексия, по иконографии также близкие к житийным сценам на иконе, а по стилистике — к изображению святителя Василия Великого в росписи диаконника Благовещенского собора Московского Кремля. На своде прохода из жертвенника в храмраскрыты изображения пророков Наума, Аввакума и Софонии в медальонах. На стенах и люнетах над конхами жертвенника и диаконника написаны фигуры преподобных в рост и медальоны с изображением мучеников ( в жертвеннике под записью).

Росписи в центральной части алтаря собора в настоящее время находятся под записью, за исключением небольшого фрагмента, раскрытого в 1943г. (на восточной стене — половина фигуры святителя, очевидно Григория Богослова).

В основном пространстве собора из-под записи открыты 2 композиции в северном нефе: часть сцены «Омовение ног» и «Благовестие Анне». На арках между стенами и столпами были изображены мученики в медальонах (раскрыты 3 фигуры между северной стеной и северо-западным столпом, на этом же столпе изображения 2 воинов-мучеников).

Мы не знаем, сколько стенописцев принимали участие в росписи, но уверенно можно сказать, что стремились они к художественной цельности всех частей. Росписи храма Рождества Богородицы на Возмище созданы в русле лучших московских традиций искусства Дионисия и его сыновей и сподвижников, ставшего эпохой в великом искусстве Древней Руси. Конечно, вершина уже позади. Некоторые неточности строения фигур, их более плотные пропорции, потемнение колорита — влияние новых направлений в иконописании. Но пока еще светлое, изысканное искусство Дионисия так близко, что его свет, несомненно, пронизывает и росписи храма на Возмище.

В 1792г. храм подвергся перестройке: были разобраны малые главки над пределами, переложены центральный барабан в старых габаритах и все закомары, церковь получила 4-скатную кровлю. Очевидно, в это же время были растесаны окна в алтаре, над порталами, заложен южный портал. В 1850-1857гг. по проекту архитектора Д.Петропавловского с западной стороны собора была построена новая трапезная, в которой освящены 9 ноября 1858г. правый предел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 февраля 1860г. — левый придел в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1858 г.  соборе был сооружен 3-ярусный резной позолоченный иконостас, в 1890г. Поставлены иконостасы в Знаменском и Благовещенском приделах. В результате реставрационных работ, проведенных в 70-х годах XX в. под руководством С.В.Демидова, был воссоздан первоначальный архитектурный вид собора.

В описи церкви Рождества Богородицы от 1764 года перечислены в основном уже утраченные реликвии. Большой интерес представляет упоминание о резных образах святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Кирилла Белоезерского — с правой стороны от Царских врат и преподобного Сергия и преподобного Иосифа — с левой стороны.

Большой резной, позолоченный иконостас собора относится к середине XIX века. Иконы в нем — в основном XIX века.

До 1961 года в возмищенском храме хранился выполненный из липы запрестольный крест 1544г. ( в настоящее время в Сергиевопосадском историко-художественном музее-заповеднике). В XVI веке в него были вставлены 26 костяных пластин с миниатюрами, к XX веку большая их часть утеряна, а в пустующие «киотцы», вероятно в XIX в., помещены изображения святых, написанные маслом. Из надписи на костяном круге, вделанном в основание креста, узнаем, что «лета 7050 втораго (1544) зделан бысть сей крест при благоверном великом князе Иоанне Васильевиче всея Руси и при архиепископе Великого Новгорода и Пскова владыце Феодосии». Упоминаемый в надписи новгородский архиепископ Феодосий, названный и в надписи на знаменитом новгородском «Чудном кресте» 1547 года, был постриженником Иосифова Волоцкого монастыря и последовательным сторонником преподобного Иосифа Волоцкого. В 1550 году он опять направлен в Иосифов монастырь, где много строит и делает большие вклады. Одним из них мог быть и крест 1544 года, попавший позднее в Возмище, — может быть, это единственное из сохранившихся свидетельств об изначальных связях с Новгородом.

В 90-х годах XX века на стене у входа в церковь выложен мозаичный образ прп. Иосифа Волоцкого, близ храма установлен памятный крест «основателям и настоятелям» монастыря, а также памятные плиты прихожанам храма — «братьям и сестрам нашей Отчизны, отдавшим свои жизни в борьбе со злом» в годы Великой Отечественной войны.

Другие постройки на территории монастыря

В 1541 году в Возмищенском монастыре Повиликой Тверитином был построен еще один каменный храм — во имя прп. Кирилла Белоезерского ( сообщающая об этом каменная плита в настоящее время вмонтирована в стену колокольни собора Рождества Богородицы). Одновременно строились каменные колокольня и кельи. В 1686 году на средства стольника И.И.Безобразова к Кирилловской церкви был пристроен придел во имя святителя Алексия Московского. В 1697 году церковь разобрали и на ее месте построили надвратную в честь иконы Божией Матери «Знамение» с трапезной. Согласно офицерской описи, в 1763 году в обители находились Рождественский и Знаменский храмы, колокольня с 8 колоколами и часами, каменная архимандричья и деревянные братские кельи, каменная обветшавшая ограда, каменный погреб, конюшня, каретный сарай, столярня, 7 «магазейнов».

В 1765 году все постройки Возмищенского монастыря были переданы в ведение Военной коллегии. Нерегулярные богослужения в соборе и Знаменском храме совершали полковые священники. В конце XVIII- начале XIX в. в настоятельском корпусе располагалось уездное казначейство. В 1797г. по благословению Московского митрополита Платона (Левшина) перестроенный собор был освящен с оставлением прежнего антиминса и обращен в городской храм. В 40-х годах XIX века и в 1857г. были разобраны колокольня и Знаменская церковь, возведена новая шатровая колокольня в формах XVIIв. с элементами московского барокко.

В XX веке богослужения в Богородицерождественском храме прерывались на краткое время. Многие священнослужители храма приняли мученическую кончину в 30-х годах: священномученики Николай Виноградов, Александр Зверев, Димитрий Розанов, священники Павел Андреев (+16.11.1937г.), Сергий Кудрявцев (+14.03.1938г.), монах Иоанн (Лисицин)(+8.12.1937г.).

Фото  1982 г.

***

 Материалы из Московского Архива Министерства Юстиции, относящиеся к XVI-XVIII вв.
«Из материалов читатель увидит, кем и когда именно построена та или другая церковь, за каким владельцем или помещиком состояло то или другое село с самого времени составления писцовых книг».

Волоколамская десятина — Холмогоровы В. и Г.

Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетия В. и Г. Холмогоровых.

Волоколамская десятина Московской губернии.

Москва, 1896 год.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.

———————————————————————————————————————————

Источник — И.Ф. Токмаков. «Город Волоколамск Московской губернии и его уезд. Краткий историко-статистический и археологический очерк». 1906.

http://www.temples.ru/library.php?ID=40

—— <15/16> ——

Ильинский мужской монастырь, упраздненный, в гор. Волоколамске, Московской губ. В XVI ст. в нем были игуменами: Иосиф и Гавриил, а в 1579 г. Нифонт. После обращен в женский, а вначале XVIII столетия делается известным, как ружная церковь.

Власьевский женский монастырь, ныне приходская церковь в гор. Волоколамске, Московской губ.; существовал в XV ст.; в нем погребена схимонахиня Мария, мать Св. Иосифа Волоколамского, над могилою которой в 1693-1695 г. Иосифовский Архимандрит Николай построил каменную церковь во имя Свв. Апп. Петра и Павла. Монастырь существовал еще в 1757 г.

Возмицкий (Рождество Богородицы на Возмицы) мужской монастырь в гор. Волоколамске, Московской губ., существовал в XV веке. Настоятелями Возмицкого Монастыря были:

Игумен Сильван 19 окт. 1452 г.

Архимандриты:

Алексий, Пильев (Пильмов), 1507-1509 г. отлучен; после в Троицкой Сергиевой Лавре келарь.
Макарий, 1514-1517 г., февраля 3.
Акакий, 30 1522 г. марта Хирот. в Епископы Тверские и Кашинские; + 14 янв. 1567 г. в Москве.
В 1525 г. в эту обитель сослан был в заточение Савва (Святогорец), Архим. Московского Новоспасского Монастыря, осужденный Соборне, вместе с известным Максимом Греком.
Иона, 5 сентября 1546 г.
Герман Садырев, прежде 1555 г.
Иосиф, 1558 г.
Сильвестр, в январе 1580 г.
Вассиан, в январе 1589 г., 1598 г.
Геронтий, 1643-1651 г.
Авраамий, 1652 г., 1653 г.
Евласий, строитель, 1659-1661 г.
Феодосий, в мае (sic) 1667 г.
Исаия, 30 октябр. 1670-1671 г., апреля.
Авраамий, 1672-1674 г.
Дорофей, 1674-1676 г.
Маркелл, строитель, 1677-1680 г., 1685-1712 г.

—— <16/17> ——

Иоасаф 5), 1713-1723 г. При нем 16 марта, 1718 г. пострижен Лаврентий Уаров 36 лет, а посвящен во Иеромонаха в Воскресенском монастыре, что на Истре при архим. Мелхисидеке, в Чудов монастырь прибыл в 1730 г. в январе месяце при архим. Арсении без пашпорту, понеже просим о мне сам архим. Мелиседек о впущении в череду у отца архим. Арсения, а подозрения никакого не имею, во Иеромонаха посвящен Арсением митроп. Фивандским в 1730 г.
Феодосий 6), 1725-1732 г., + в апреле 7).

В прошении, подписанном, кроме братии и служителей монастыря, вкладчиками его, полковником Иваном Васильевым Хрипуновым, статским советником Анисимом Семеновым Масловым, майором Михаилом Семеновым Масловым, значится, что игумен Феодосий в тот монастырь определен из Духовной Дикастерии в 1724 г. на место умершего архимандрита Иоасафа, что оный Феодосий имеет житие благоговейное, а Возмицкий монастырь исстари степенной, и строения в нем — церкви Божии, трапеза, кельи, колокольня и ограда каменные, и архимандриты в нем издревле бывали с шапками, и власти архимандричьей в


5) Описан. Документов и дел, хранящ. в Архиве Св. Прав. Синода, т. II ч. I (1722 г.) С.-Пб. 1879 г. стр. 816-827. N558/1041 и т. V (1725 г.) С.-Пб. 1897 г. стр. 34-36. Описан. документов и дел, хранящ. в Архиве Св. Правит. Синода, т. X, (1730 г.) С.-Пб. 1901 г. стр. 1018-1019.

6) Там же, т. ХI (1731 г.) С.-Пб. 1903 г. стр. 1057- 1058. В описании документов и дел хранящ. в Архиве Святейшего Правит. Синода. Т. VIII. (1728 г.) С.-Пб. 1891 г. стр. 76. N98/237 напеч. следующий документ: 1728 г. февраля 17/марта 20, По прошению Возмицкого Волоколамского монастыря братии и вкладчиков о бытии в том монастыре игумену Феодосию Архимандритом.

Архим. Феодосий был наместником в Ипатском Монастыре и у него в Костромской провинции множество детей у родственников (см. стр. 77 N46/134 описан. документ. и дел хранящ. в Архиве Св. Прав. Синода т. ХI. (1731 г.) С.-Пб. 1903 г. также о нем см. на стр. 619.

7) Так показано у П. М. Строева: «Списки Иерархов» стр. 248, между тем из описания документ. и дел, хранящ. в Архиве Св. Прав. Синода т. ХII, (1732 г.) С.-Пб. 1902 г. на стр. 376-379 видно, что Феодосий + 30 мая, 1732 г., а на его место определен Св. Синодом от 9 апр. 1734 г. Пафнутий, а до него Возмицкий монастырь два года оставался без настоятеля.

—— <17/18> ——

том монастыре быть возможно, понеже братии, слуг, вотчинных крестьян, земных угодий имеется довольство. Святейший Синод определил: игумену Феодосию быть в том монастыре архимандритом и во время священнослужения носить архимандричью шапку, и для того призвав его в Святейший Синод, сказать ему Его Императорского Величества указ и потом привести его к присяге по обыкновению. В деле имеется копия с присяги, подписанная Феодосием.

Пафнутий, бывший архим. Борисоглебского на Устье, определен 27 мая, 1734 г., упом. до 1738 г.

Евфимий 15 февр. 1741 г. перев. из Деревяцицкого, а 28 мая, 1744 г. определен наместником в Новый Иерусалим; в исх. 1745 г. кафедральный наместн. Сарский; по 1748 г. с 1761 г. архим. Лужецкий; + 4 июня 1768 года.

Венедикт Коптев, наместн. Чудовский, определены в дек. 1744 г., а 1748 г. перев. в Московский Андреев, а 1750 г. перев. в Вяземекий Предтечев, а в 1756 г. уволен на покой.

Сергий, 1747-1756 г.

В 1764 г. монастырь упразднен, ныне приходская церковь 8).

К числу замечательных уроженцев города Волоколамска следует отнести: 1) Преподобного Ферапонта Белозерского (в мире Феодор, из благородной фамилии бояр Поскочевых) + 27 мая, 1426 г., мощи его почивают под спудом в Соборном Храме Можайского Лужецкого монастыря; и 2) Иакова (в мире Алексей Иванович Кротков) Епископа Муромского + 1 декабря, 1885 г.

В городе Волоколамске существует больница, уездное училище и 3 начальные школы.

В 1905 году, 28 июля, в 1 час дня город Волоколамск постигло ужасное несчастье; начала гореть лучшая и большая часть города. К вечеру сгорело более 45 домов и затем пожар окончился, но на следующий день загорелось вновь и в другом месте города; пожар, к счастью,


8) Строев, спис. иер. и настоят. стр.: 180, 246, 247, 248, 342, 442 и 595.

—— <18/19> ——

ограничился пятью домами и уничтожено здание Волоколамской Уездной Земской Управы.

Горожане, по предложению и под председательствованием исправника, собрались 30 июля на частное совещание для выработки мер по предупреждению пожаров, так как городское управление ничем не проявило своей деятельности в этой области, исключая небольшой субсидии Пожарному Обществу.

Частное Собрание постановило просить городского старосту отправить телеграмму Г. Губернатору с просьбой разрешить экстренное собрание Городского Управления с правом совещательного голоса всех горожан, желающих принять участие. На этом частном собрании было выяснено, почему город и Вольное Пожарное Общество оказались бессильными на этом пожаре, — не было воды. Исправником сообщено было при этом, что городскому старосте было предложено однажды провести воду в город, пользуясь водопроводом, обслуживающим земские здания, но городской староста решительно отказался. А между тем, город построен скученно и совершенно не может защищаться от пожаров; существующее же Вольное Пожарное Общество подпиской среди самых богатых горожан собирает в год только 13 руб. (?!) Вольное Пожарное Общество работало на этом грандиозном пожаре изо всех сил, но что оно могло сделать с разбушевавшейся огненной стихией. К счастью человеческих жертв не было. Имущество у большинства обывателей сгорело все.

——————————————————————————————————————————————————-

Ведомость, учиненная благочинным города Волоколамска Воскресенского собора священником Иаковом Иудовым о качествах ведомства его священно- и церковнослужителей и о их детях мужеска пола за 1818-й год.

http://rusgenealogy.clan.su/forum/12-86-3

Церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Возмище
Священник Алексей Петров 36 хорошего
Дьячок Иосиф Васильев холост, в стихарь посвящен 24 самых худых качеств
Пономарь Иван Николаев холост при указе 17 В должности своей о исправности заботлив, поведения очень не худого
У священника Алексея Петрова сын Андрей 4